Архив

Христианство на Ближнем Востоке

Том двадцатый [167]

июнь 2017

Под общей редакцией К.А. Панченко

Издательство: АНО «Руниверс»

ISSN 2306-4978

Страниц: 316 стр.

АННОТАЦИЯ

Данный выпуск журнала «Исторический вестник» посвящен сообществу культур афро-азиатского региона, обозначаемому собирательным именем Христианский Восток. Этот экзотический мир почти забыт современным обществом. Однако в прошлом египетские копты, арамеи-сирийцы и их арабизированные потомки, а также народы Южного Кавказа и Северо-Восточной Африки вписали яркие страницы в историю восточнохристианской цивилизации, продемонстрировали исключительную жизнестойкость под властью иноверных правителей и в инородном окружении. Нынешние военно-политические потрясения в арабских странах поставили под вопрос само выживание этноконфессиональных меньшинств региона. Долг исторической науки — сохранить память об этом мире, может быть, навсегда уходящем в прошлое.
Что такое Христианский Восток? Если отбросить чисто механические определения, исходящие из географических или лингвистических параметров, то это — народы-наследники христианских культур, возникших в первые века новой эры на восточной периферии греко-римской цивилизации, потомки арамеев и древних египтян, обретшие новую идентичность на основе отвержения ценностей Pax Romana. Этой эпохе кристаллизации молодых этносов и религиозных традиций посвящена статья П.В. Кузенкова «Рождение Христианского Востока».
Духовная гравитация сирийского христианства в эпоху поздней античности вобрала в свою орбиту варварскую периферию Благодатного Полумесяца, арабов Сирийской пустыни. Арабские протогосударства — вассалы Византии и Сасанидского Ирана — создали свои христианские субкультуры, воинственные и гедонистические, ничуть не похожие на наши представления о том, каким должно выглядеть христианское общество. Работа Д.Е. Мишина рассказывает о крещении Нуамана (ум. 602 г.), царя арабского племени Лахмидов, иранских союзников, владевших степями к западу от Евфрата.
Одной из самых драматических эпох в истории Христианского Востока стали Крестовые походы и монгольское нашествие, перекроившие этно-культурную карту Передней Азии. Исследования С.П. Брюна и Т.К. Кораева показывают взаимоотношения восточных христиан с крестоносцами и Чингизидами, столь непохожими завоевателями, с разных сторон пришедшими на земли сиро-месопотамского региона.
Самые темные века ближневосточного христианства рассматриваются в статьях А.Л. Рыбакова и К.А. Панченко. Позднесредневековая история афро-азиатских христианских народов известна крайне фрагментарно. Публикуемые материалы проливают свет на взаимоотношения Антиохийской церкви и народов Южного Кавказа в XV в. и эпическую фигуру александрийского патриарха Иоакима Пани, 116-летнего старца, уже при жизни почитавшегося как исповедник и чудотворец.
Османские завоевания XVI в., воссоздавшие контуры Византийской империи периода ее расцвета, вернули ближневосточных христиан в единое политическое пространство с православными народами Балкан. Резко активизировались связи культур византийского круга как внутри империи, так и вовне. Контакты левантийских христиан с единоверцами из стран Восточной Европы вписали яркие страницы в историю православной цивилизации XVI–XVIII вв. В.Г. Ченцова рассматривает взаимодействие афонского Зографского монастыря с Иерусалимской церковью, Валахией, Украиной, Русским государством в первой трети XVII в. С.А. Кириллина вводит в научный оборот полузабытое литературное наследие писателя-паломника второй половины XVIII в. иеромонаха Леонтия Зеленского («Младшего Григоровича»), десятки лет прожившего в странах Леванта.
XIX столетие стало переломным временем в истории как мусульманского, так и христианского Востока. Массированное экономическое, политическое и идейное вторжение в османский мир европейской цивилизации несло арабам-христианам новые преимущества, но и порождало неслыханные ранее проблемы и угрозы. Статья Т.Ю. Кобищанова анализирует эти процессы в глобальной перспективе, а материал Е.М. Копоть рассматривает локальный конфликт, в котором отразились противоречия эпохи: соперничество в конце XIX в. православных и мелькитов-католиков за обладание древнейшей церковью Сирии, вовлекшее в противостояние дипломатию Великих держав и ставшее символической битвой за «право собственности» на историческое прошлое Антиохийской церкви.
В финальном разделе выпуска впервые публикуется русский перевод главы из трактата о взаимоотношениях мусульман и христиан выдающегося несторианского церковного писателя XI в. Илии Нисивинского, выполненный Н.Н. Селезневым, а также библиографический обзор К.А. Панченко, посвященный новейшим исследованиям жизни и творчества антиохийского патриарха Макария III аз-За’има (ум. 1672) и его сына архидиакона Павла Алеппского (1627–1669), двух крупнейших деятелей православной арабской культуры Нового времени.
А.Э. Титков, главный редактор журнала «Исторический вестник»


СОДЕРЖАНИЕ


К.А. Панченко Вместо предисловия
П.В. Кузенков Рождение Христианского Востока как трансформация эллинистической культуры
Д.Е. Мишин Крещение лахмидского царя ан-Нумана III (579–601)
С.П. Брюн Церкви Востока пред крестоносным правителем Заморской земли: князь Боэмунд IV Одноглазый и христиане Леванта
Т.К. Кораев Политическая идентичность сиро-христианского социума под властью Хулагуидских ильханов (XIII–XIV вв.): некоторые наблюдения
А.Л. Рыбаков Особенности канонического строя Грузинской православной церкви и фактор Антиохии в церковных делах средневековой Грузии
 К.А. Панченко Испить смертное зелье: Александрийский патриарх Иоаким (1448–1567) между эпосом и историей
В.Г. Ченцова  Монахи из Зографа в Киеве и Москве в 20–30-е гг. XVII в.
С.А. Кириллина Хождение иеромонаха Леонтия в Египет и Палестину в 1763–1766 гг.: ислам и его носители в «Истории жизни младшего Григоровича»
Т.Ю. Кобищанов После столетий одиночества: изменение социальной психологии сирийских христиан в новое время
Е.М. Копоть Битва за прошлое: храм Святого Георгия в Израа в эпицентре церковно-политической борьбы конца XIX в.

РЕЦЕНЗИИ
К.А. Панченко Макариада. Обзор новейших публикаций, посвященных эпохе патриарха Макария III аз-За‘има и Павла Алеппского

ИСТОЧНИКИ
Н.Н. Селезнев Основы христианско-мусульманских отношений по свидетельству «Книги собеседований» Илии Нисивинского и везира Абу-л-Касима ал-Магриби (перевод и комментарий)