Содержание

Поликарпов В.В. Флот Российской империи в эпоху турбин: к истории военной промышленности



Поликарпов В.В. Флот Российской империи в эпоху турбин: к истории военной промышленности // Исторический вестник. 2021. Т. ХXХVI. С. 10–57.

Polikarpov V.V. The Imperial Russian Navy in the Epoch of Turbomachinery: On the history of the arms industry // Historical Reporter. Vol. 36. 2021. P. 10–57.


Ключевые слова: Военный флот, адмирал И.К. Григорович, Брут (генерал В.А. Алексеев), П.Ф. Вешкурцев, А.И. Моисеев, И.С. Каннегисер, Балтийский, Франко-Русский, Путиловский, Петроградский металлический, Наваль, Руссуд, Русско-Балтийский, Сормовский, Коломенский заводы.

Key words: Navy, admiral Ivan Grigorovich, General Alexeev (Brut), A.N. Moiseev, I.S. А.И. Моисеев, Ioakim S. Kannegiesser, Baltic, Franco-Russian, Putilov, Black Sea, Russo-Balt Shipyards, Petrograd Metallichesky site, Russian Shipbuilding Corporation (Russud), Nizhny Novgorod Machine Factory, Kolomna Machine-Building Plan.


Аннотация

Восстановление надводного флота Российской империи в 1906–1917 гг. происходило в условиях революционных сдвигов в мировой кораблестроительной технике. Произошел переход от традиционных поршневых паровых машин в качестве главного двигателя к турбинным механизмам. Для самостоятельного изготовления судовых турбин машиностроительным заводам в империи не хватало мощного металлургического оборудования и технологического опыта. В условиях спешной подготовки к войне правительство пожертвовало традиционным официальным принципом — строить все у себя, из отечественных материалов, своими силами. Турбинные двигатели для всех классов кораблей царский флот получал из Германии, Англии, Швейцарии и США. В России же производство турбин в основном сводилось к механической обработке стальных заготовок, полученных от зарубежных поставщиков, и последующей сборки под руководством специалистов из авторитетных в данной области западных фирм. В историографии вопроса наблюдается систематическое противоречие: достоверное фактически описание кораблестроительной практики, как правило, опровергает обобщения, основанные на преувеличенных представлениях о достигнутом заводской техникой России научно-производственном уровне. 

Abstract

The restoration of the Imperial Russian surface fleet in 1900–1917 took place during major technological shifts in world shipbuilding. It was the time of transition from traditional reciprocating steam engines to turbine mechanisms. The Empire’s machine-building plants lacked powerful metallurgical equipment and technological experience required for production of ship turbines. Within the circumstances of rapid war preparations, the government shifted from traditional principles of self-production, towards using international resources and powers.

The Imperial Russian Navy was supplied by turbine engines for all classes of ships by Germany, England, Switzerland and the USA. Turbine engines in Russia were manufactured by processing steel templates provided by foreign suppliers. Further construction of the engines took place under the supervision of experienced western entities.

A systematic contradiction in the historiography on this issue can be seen. The author reveals a verified factually based descriptions of the shipmanufacturing process, and disapproves past general conclusions, which were based on the exaggerated notions about the level of Russian scientific and technological development.


REFERENCES

1. Afonin N.N. Eskadrennye minonostsy tipa «Iziaslav» [Destroyers of the «Iziaslav» type]. SPb.: Izdatel’stvo «Gangut», 2010. 61 s.

2. Aizenberg B.A, Kostrichenko V.V. Drednouty Chernogo moria [Dreadnoughts of the Black Sea]. Novorossiisk: S.e., 1998. 107 s.

3. Akimov P.P. Istoriia razvitiia sudovykh energeticheskikh ustanovok [A history of the development of ship energetic aggregats]. L.: Sudostroenie, 1966. 188 s.

4. Alexandrov Iu.I., Vasil’ev A.M., Maidanov O.P. Lineinye korabli i kreisera peterburgskoi razrabotki i postroiki [Battleships and cruisers designed and constructed in SPb.] // Nauka Sankt-Peterburga i morskaia moshch Rossii [Science of St. Petersburg and the sea power of Russia]. T. 1. SPb.: Peterb. nauch. centr RAN, 2001. 532 s.

5. Bovykin V.I. Banki i voennaia promyshlennost’ Rossii nakanune Pervoi mirovoi voiny [Banks and war industry of Russia on the eve of the WWI] // Istoricheskie zapiski [Historical memoirs]. 1959. Vol. 64. S. 82–135.

6. Bovykin V.I. Iz istorii vzaimootnoshenii bankov s promyshlennost’iu nakanune pervoi mirovoi voiny [On the history of relations of banks and industry on the eve of the WWI] // Materialy po istorii SSSR [Materialy po istorii SSSR]. T. 6. M.: Izdatel’stvo AN SSSR, 1959. S. 519–526.

7. Burov V.N. Otechestvennoe voennoe korablestroenie v tret’em stoletii svoei istorii [Native military shipbuilding in the 3rd century of its history]. Spb.: Sudostroenie, 1995. 599 s.

8. Chernyshev A. Esmintsy tipa «Novik» [The destroyers of the «Novik» type]. M.: Iauza. Kollektsiia. Exmo, 2018. 222 s.

9. Demchak T.E. Reform, foreign technology, and leadership in the Russian Imperial and Soviet navies, 1881–1941. Kansas State University, 2016. 419 p.

10. Gatrell P. After Tsushima: economic and administrative aspects of Russian naval rearmament, 1905–1913 // Economic History Review. 2nd Ser., 1990. 43(2). P. 255–270.

11. Gatrell P. Government, industry and rearmament in Russia, 1900–1914. Cambridge UP, 1994. 399 p.

12. Fal’kov A.M. Gosudarstvenno-monopolisticheskii kapital v voennoi sudostroitel’noi promyshlennosti Rossii. Dissertatsia na soiskanie uchenoi stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk [State-monopoly-capitalism in military shipbuilding industry of Russia. Thesis Ph.D.] L., 1960. 350 s.

13. Fedulov S.V., Shcherba A.N. Voenno-morskoe tekhnicheskoe sotrudnichestvo Rossiiskoi imperii (1890–1917) [Naval technical co-operation of the Russian Empire (1890–1917)]. SPb.: Aurora, 2016. 296 s.

14. Galynia V.A. Novatsiia germanskogo flota. Kreisera-zagraditeli «Brummer» i «Bremze» [A novel of the German navy. Mine-laying cruisers «Brummer» and «Bremze»]. M.: Morskaia kampaniia, 2010 [№ 2]. 68 s.

15. Karpushchenko V.M., Mashkov V.A. Putilovskii zavod — sudostroeniiu [The Putilov works for shipbuilding] // Sudostroenie. 1981. № 11. S. 57–59.

16. Kondratenko R.V. Sudostroitel’nyi otdel Nevskogo zavoda [The Shipbuilding department of the Nevskii works] // Gangut. 2010. Vyp. 58. S. 3–38.

17. Krestianinov V.Ia. Kreisera Rossiiskogo Imperatorskogo flota [Cruisers of the Russian Imperial Navy]. Pt. 2. SPb.: Galeia Print, 2000. 116 s.

18. Kuznetsov L. Lineinye kreisera tipa «Izmail» [The armoured cruisers of the «Izmail» type]. M.: Iauza. Exmo. Gangut, 2013. 175 s.

19. Kuznetsov L.A. Admiralteiskii sudostroitel’nyi zavod (1908–1926) [The Admiralteiskii shipbuilding works (1908–1926)] // Gangut. Vyp. 8. Spb., 1995. S. 43–75.

20. Kuznetsov L.A. Poslednii drednout imperii [The last dreadnought of an empire // Gangut. Vyp. 32. S. 54–73.

21. Lцhr B. Die «Zukunft Russlands». Stuttgart, 1981. 164 s.

22. Losik A.V., Fedulov S.V. Problemy importozameshcheniia v rossiiskom voennom sudostroenii v nachale Pervoi mirovoi voiny [Problems of import-substitution in Russian military shipbuilding at the beginning of WWI /// Geopolitika i bezopasnost’ [Geopolitics and security]. 2015.

№ 1(29). S. 108–112.

23. Maliarchuk A.A. Verf ’ na Ingule [Shipyard on the Ingul]. L.: Sudostroenie. 1989. 405 s.

24. Ocherki istorii tekhniki v Rossii (1861–1917) [Outlines of history of technics in Russia (1861–1917)]. M.: Nauka, 1973. [Kn. 2] 404 s.

25. Pliaskov L.A., Kucherenko L.M. Nash Chernomorskii. 1897–1989 [Our Chernomorskii works. 1897–1989]. M.: Mysl’, 1989. 381 s.

26. Prasnikov V.B. Organizatsiia zakaza i sozdaniia korablei pri vozrozhdenii flota posle russko-iaponskoi voiny 1904–1905 [The organisation of ordering and creation of ships during the regeneration of the navy after Russo-Japanese war 1904–1905]. Ph.D.Thesis. SPb., 2011. 43 s.

27. Radtsig A.A. Istoriia teplotekhniki [A history of heating technics]. M.; L.: Izdatel’stvo AN SSSR, 1936. 430 s.

28. Shatsillo K.F. Gosudarstvo i monopolii v voennoi promyshlennosti Rossii (konets XIX v. — 1914 [State and monopolies in war industry of Russia (Late 19th century — 1914)]. M.: Nauka, 1992. 270 s.

29. Shatsillo K.F. Iz istorii ekonomicheskoi politiki tsarskogo pravitel’stva v gody Pervoi mirovoi voiny [An episode of economic policy of the tsarist government during the WWI] // Ob osobennostiakh imperializma v Rossii]. M.: Izdatel’stvo AN SSSR, 1963. S. 215–233.

30. Shatsillo K.F. Inostrannyi kapital i voenno-morskie programmy Rossii nakanune Pervoi mirovoi voiny [Foreign capitals and naval programms of Russia on the eve of the WWI] // Istoricheskie zapiski [Historical memoirs]. 1960. Vol. 69. S. 73–100.

31. Shatsillo K.F. Peterburgskie banki i sozdanie sudostroitel’noi promyshlennosti v Pribaltike [The Petersbourg banks and the foundation of shipbuilding industry in the Baltic region] // [Ekonomicheskie sviazi Pribaltiki i Rosii]. Riga: Zinatne, 1968. S. 267–285.

32. Shatsillo K.F. Finansovyi kapital i razvitie morskoi sudostroitel’noi promyshlennosti Rossii nakanune Pervoi mirovoi voiny [Financial capital and the development of naval shipbuilding of Russia on the eve of the WWI] // Nauchnye doklady vysshei shkoly. Istoricheskie nauki [The Higher School Scientific reports. Historical disciplines]. 1958. № 3. S. 83–96.

33. Shatsillo K.F. Formirovanie finansovogo kapitala v sudostroitel’noi promyshlennosti Iuga Rossii [The rise of financial capital in shipbuilding industry in Russia’s South] // Iz istorii imperializma v Rossii [Some episodes of history of imperialism in Russia]. M.; L.: Izdatel’stvo AN SSSR, 1959. S. 26–56.

34. Shilov S.P. Kaizerovskii voenno-morskoi flot i Rossiia [Kaiser’s navy and Russia]. Tiumen’: Izdatel’stvo TGU, 2004. 144 s.

35. Shilov S.P. Nemetskie firmy na sudostroitel’nom rynke Rossii pered Pervoi mirovoi voinoi [German companies in the shipbuilding market of Russia before WWI] // Voprosy istorii [Problems of history]. 2001. № 3. S. 110–120.

36. Simonenko V.G. Voennoe korablestroenie v Rossii v 1906–1917 gg. [Military shipbuilding in Russia in 1906–1917] // Sudostroenie. 1974. № 7. S. 50–61.

37. Stepanov Iu.G., Tsvetkov I.F. Eskadrennyi minonosets «Novik» [The destroyer «Novik»]. L.: Sudostroenie, 1981. 224 s.

38. Syroezhina Iu.I. Admiralteiskie verfi v trioh vekakh [The Admiralteiski shipyard through three centuries]. SPb.: Pechatnyi dvor im. A.M. Gor’kogo, 2006. [1]. 975 s.

39. Tsvetkov I.F. Gvardeiskii kreiser «Krasnyi Kavkaz» [The Guardian cruiser «Krasnyi Kavkaz»]. L.: Sudostroenie, 1989. 264 s.

40. [Tsvetkov I.F.] Istoriia otechestvennogo sudostroeniia. T. 3 [The history of native shipbuilding. Vol. 3]. SPb.: Sudostroenie, 1995. 560 s.

41. Tsvetkov I.F. Linkor «Oktiabr’skaia revoliutsiia» [Battleship «Oktiabr’skaia revoliutsiia»]. L.: Sudostroenie, 1983. 240 s.

42. Tsvetkov I.F. Russkie inzhenery v sozdanii sudostroitel’nykh zavodov v Pribaltike. [Russian engineers in creation of shipbuilding works in the Baltic region] // Deiateli russkoi nauki XIX—XX vekov. Vyp. 2 [Actors of Russian science, 19th — 20th centuries. Pt. 2]. SPb.: RAN. SPb. filial Instituta istorii estestvoznaniia i tekhniki. Nauchno-informatsionnyi tsentr «Memorial», 1993. S. 64–91.

43. Usov V.Iu. Eskadrennye minonostsy tipa «Derzkii» [The destroyers of the «Derzkii» type] // Sudostroenie. 1984. № 7. S. 62–66.

44. Usov V.Iu. Eskadrennye minonostsy tipa «Iziaslav» [The destroyers of the «Iziaslav» type] // Sudostroenie. 1984. № 11. S. 58–62.

45. Usov V.Iu. Eskadrennye minonostsy tipa «Schastlivyi» [The destroyers of the «Schastlivyi» type] // Sudostroenie. 1984. № 8. S. 58–61.

46. Usov V.Iu. Eskadrennye minonostsy tipov «Leitenant Il’in» i «Gavriil» [The destroyers of the «Leitenant Il’in» and «Gavriil» types] // Sudostroenie. 1984. № 10. S. 63–67.

47. Vasiliev A. Pervye linkory Krasnogo flota [The first battleships of the Red Navy]. M.: Iauza. Kollektsiia. Exmo, 2008. 188 s.

48. Verstiuk A.N., Gordeev S.Iu. Korabli minnykh divizii ot «Novika» do «Goglanda» [The ships of torpedo divisions from «Novik» till «Gogland»]. M.: Voennaia kniga, 2006. 127 s.

49. Vinogradov S.E. Lineinyi korabl’ «Imperatritsa Mariia» [Battleship «Queen Mariia»]. SPb.: Korabli i srazheniia, 2002. 116 s.

50. Vinogradov S.E. Popytka sozdaniia v Rossii bol’shogo kovochnogo zavoda v 1915–1917 gg. [An attempt to create in Russia a big hammer works in 1915–1917] // Voprosy istorii [Problems of history]. 2017. № 12. S. 129–136.

51. Vinogradov S.E. Poslednie ispoliny Rossiiskogo imperatorskogo flota [The last giants of the Russian imperial navy]. SPb.: Galeia Print, 1999. 408 s.

52. Vinogradov S.E. Britanskaia kompaniia «Dzhon Braun» i turbiny dlia lineinykh korablei tipa «Sevastopol» [The British Co «John Brown & Co., Ltd» and turbines for «Sevastopol» class battleships] // Klio. 2018. № 9(141). S. 165–174.

53. Westwood J.N. Russian naval construction, 1905–1945. Lnd.: Macmillan Press, 1994. 251 p.

54. Zablotskii V.P., Levitskii V.A. Eskadrennye minonostsy tipa «Fidonisi» [Torpedo boat destroyers of the «Fidonisi» type] // Prilozhenie k zhurnalu «Modelist-construktor» [Modelist-designer. Supplement]. 2013. № 2 (161). 32 s.

55. Zhukovskii Ia. Ekonomicheskoe razvitie Putilovskogo zavoda [Economic development of the Putilov works] // Problemy marksizma [Problems of Marxism]. 1932. № 9–10. S. 131–172.

56. Zubov B.N. Razvitie korablestroeniia na Iuge Rossii [The development of shipbuilding in South Russia]. Kaliningrad: Kaliningradskoe knizhnoe izdatel’stvo, 1990. 382 s.


Поликарпов Владимир Васильевич кандидат исторических наук член Бюро Секции «История социальных реформ, движений и революций» Научного совета РАН по фундаментальным вопросам российской и зарубежной истории.

Vladimir V. Polikarpov Ph.D. in History, Member of the Section «History of Social Reforms, Movements and Revolutions» of the Scientific Council of the Russian Academy Sciences on the Fundamental Issues of Russian and Foreign History.


Номер журнала, к которому относится содержание
02.06.2021
ИСТОРИЯ — СВИДЕТЕЛЬНИЦА ВРЕМЕН. ХХ в.
36
Смотреть