
М.И. Якушев «Новая реляция» Грело, или «Латинский Айюб» в Айя-Софийской мечети в 1672 г.
М.М. Якушев Резиденты и секретные агенты России в Константинополе в 1721–1751 гг.
Аннотация
В статье рассказывается о том, как османские власти, обратившие Свято-Софийскую базилику в мечеть Айя-София в 1453 г., наложили строгий запрет на ее посещение «нечестивыми» — христианами и иудеями. Попасть в эту главную султанскую мечеть немусульманину в XVII в. было не менее проблематично, чем попасть «неверному» в одну из трех исламских святынь — Мекку, Медину или иерусалимскую аль-Аксу. Франция стала первой европейской страной, установившей дипломатические отношения с Высокой Блистательной Портой. Но несмотря на добрые отношения между двумя монархами — османским султаном Мехмедом IV и королем французов Людовиком XIV — посланные «Наи-христианнейшим монархом» Европы на Восток так и не решились выполнить пожелание короля и посетить Софийскую мечеть. На эту рискованную авантюру отважился на свой страх и риск странствующий французский живописец Гийом-Жозеф Грело, сумевший за взятку служителям мечети проникнуть летом 1672 г. внутрь Айя-Софии и скрытно зарисовать интерьеры, а затем и внешний вид с разных сторон, сопроводив это подробным описанием иллюстраций, Константинополя, его многоконфессиональных жителей, их обычаев и нравов второй половины XII в. Грело издал в Париже в 1680 г. свою знаменитую книгу «Новая реляция об одном путешествии в Константинополь», которая была преподнесена автором Людовику XIV в качестве дара и которая была удостоена особой королевской привилегии. О том, что пережил рисовальщик Грело, чтобы попасть в мечеть и осуществлять в течение трех дней свои зарисовки, и повествуется в настоящей статье. Он был первым, кто нарисовал и опубликовал рисунки Софии Константинопольской. Иллюстрированная книга Грело была переведена на другие европейские языки, а его рисунки Святой Софии оставались незаменимыми до середины XIX в., когда Гаспар Фоссати завершил реставрацию Софийской мечети в правление султана Абдул-Меджида. По старому османскому поверью, в ходе первой осады арабами-мусульманами столицы Восточной Римской империи (674–678 гг.) сподвижнику пророка Мухаммада Абу Айюбу аль-Ансари удалось попасть в Софийскую базилику и совершить в ней намаз. В 1672 г. католику Грело удалось попасть в «Святая святых» османского султана и сделать серию рисунков, которых до него не удавалось сделать никому в мире. Эта легенда и натолкнула автора на мысль назвать Гийома Грело «латинским Айюбом».
Ключевые слова: Свято-Софийская базилика, мечеть Айя-София, султан Мехмед IV, король Людовик XIV, Гийом Грело, художник
Якушев Михаил Ильич – Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, Москва, Российская Федерация.
***
Mikhail I. Yakushev «New Relation» by Grelo, or «Latin Ayyub» in Hagia Sophia mosque in 1672
Abstract
The article describes how the Ottoman authorities, who converted the St. Sophia Basilica into the Hagia Sophia Mosque in 1453, imposed a strict ban on its visits by «wicked» Christians and Jews. It was no less problematic for a non–Muslim to get into this main sultan’s mosque in the 17th century than for an «infidel» to get into one of the three Islamic shrines - Mecca, Medina or Jerusalem’s al-Aqsa. France became the first European country to establish diplomatic relations with a Highly Resplendent Port. But despite the good relations between the two monarchs — the Ottoman Sultan Mehmed IV and King Louis XIV of France — those sent by the «Most Christian Monarch» of Europe to the East did not dare to fulfill the King’s wish and visit the Sofia Mosque. The itinerant French painter Guillaume Joseph Grelo ventured on this risky adventure at his own risk. He managed to get inside Hagia Sophia in the summer of 1672 and secretly sketch the interiors and then the exterior from different sides, accompanied by a detailed description of the illustrations of Constantinople, its multi-religious inhabitants, their customs and traditions reflecting the mores of the second half of the XII century. Grelo published in Paris in 1680 his famous book «A New Relation about a journey to Constantinople», which was presented by the author to Louis XIV as a gift and which was awarded a special royal privilege. What the draughtsman Grelo went through to get into the mosque and carry out his sketches for three days is described in this article. He was the first to draw and publish drawings of Sophia of Constantinople. Grelo’s illustrated book was translated into other European languages, and his drawings of St. Sophia remained indispensable until the middle of the 19th century, when Gaspard Fossati completed the restoration of Hagia Sophia Mosque during the reign of Sultan Abdul-Majid. According to the old Ottoman belief, during the first siege by Muslim Arabs of the capital of the Eastern Roman Empire (674-678), the companion of the Prophet Muhammad Abu Ayyub al-Ansari managed to get into the St. Sophia Basilica and perform prayer in it. In 1672, the Catholic Grelo managed to get into the «Holy of Holies» of the Ottoman Sultan and make a series of drawings that no one else in the world had managed to make before him. This legend prompted the author to call Guillaume Grelo «Latin Ayyub».
Keywords: Hagia Sophia Basilica, Hagia Sophia Mosque, Sultan Mehmed IV, King Louis XIV, Guillaume Grelo, Аrtist
Mikhail I. Yakushev – Ph.D. in History, Senior Research Fellow at the Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Моscow, Russian Federation.
***
References
- Vinogradov A.Yu., Zakharova A.V., Chernoglazov D.A. The Church of St. Sophia of Constantinople in the light of Byzantine sources. St. Petersburg: Pushkinskiy Dom, 2018. P. 21.
- Kondakov N.P. Byzantine churches and monuments of Constantinople. Moscow: Indrik; 2006. P. 135.
- Hitti P.K. The history of the Arabs. From the Earliest times to the present. 10th ed. London: MacMillan; 1984. P. 202–203.
- Çetinaslan M. The emergence, development of Hünkâr Mahfils and its samples in Ottoman Empire. Journal of the Institute of Social Sciences of Selcuk University. 2013;(29):61–74.
- Semavi Eyice. Hagia Sophia. TDV Islamic Encyclopedia. Vol. 4. Istanbul, 1991. P. 208. URL: https://www.islamansiklopedisi.org.tr/ayasofya (Accessed: 19.03.2023).
- Rettenbacher S. Hagia Sophia and the third space: An enquiry into the discursive construction of religious sites, in: Winkler U., Rodríguez Fernández L., Leirvik O. Contested spaces, common ground: Space and power structures in contemporary multireligious societies. Boston: Brill/Rodopi, 2017. 382 p.
- Wilson B. The itinerant artist and the Islamic urban prospect: Guillaume-Joseph Grélotʼs self portraits in Ambrosio Bemboʼs «Travel Journal». Artibus et Historiae (Studies in Renaissance Art and Culture in Honour of Debra Pincus). 2017;38(76):157–180. URL: https://www.jstor.org/stable/44973098 (Accessed: 19.03.2023).