А.Э. Титков
главный редактор
Проводил исследования, работал и читал лекции по германскому вопросу и истории военно-политических и национальных конфликтов первой половины XX в. в Принстонском, Колумбийском, Джоржтаунском, Стэндфордском и Гарвардском университетах, в Кеннановском институте центра Вудро Вильсона, Гарримановском институте, Гуверовском институте войны мира и революции (США); Эдинбургском и Норвичском университетах (Великобритания).
В 1996–1997 гг. был советником (на общественных началах) главы администрации Президента РФ по проблемам локальных и межнациональных конфликтов. Вице-президент Российского фонда культуры.
1998–2012 гг. – шеф-редактор и главный редактор федерального еженедельника «Российские вести».
2006–2008 гг. – профессор философского факультета МГУ по отделению политологии.
С 2012 г. – является главным редактором журнала «Исторический вестник». С 2015 г. – главный редактор общественно-политического альманаха «Поиск. Альтернативы. Выбор».
С 2013 г. – член ректората Российского государственного гуманитарного университета и советник ректора по информационной политике.
С 2015 г. – проректор РГГУ по информационной политике.
С 2015 г. – проректор РГГУ по информационной политике.
И.Я. Керемецкий
зам. главного редактора, художественный редактор
Т. Лефко
редактор английской версии
С.Г. Яковенко
выпускающий редактор
Сергей Георгиевич Яковенко родился в 1956 г. (г. Львов). После окончания средней школы (1973 г.) поступил на заочное отделение исторического факультета Киевского государственного университета. Во время учебы (1973-1979 гг.) работал в Музее истории религии и атеизма (1975-1979 гг.), что определило впоследствии круг интересов, связанных в первую очередь с историей религии, Церкви, католического монашества (иезуиты). Темой дипломной работы стали вопросы происхождения христианства, а темой кандидатской диссертации, написанной (под руководством А.И. Клибанова) и защищенной во время учебы в аспирантуре Института истории СССР (1984-1988 гг.) – вопросы Брестской церковной унии (1596 г.).
В связи с ростом интереса к объективному изучению истории религии и Церкви в Институте истории СССР было создано отдельное структурное подразделение – Центр истории религии и церкви, а при Академии наук – Научный совет РАН «Роль религий в истории» (1988 г.). Их возглавил чл.-корр. РАН Я.Н. Щапов.
Работа в Институте (1991-2007 гг.), исполнение обязанностей ученого секретаря Научного совета (1991-2022 гг.) предоставили возможность заниматься намеченными ранее исследованиями, что отразилось в ряде соответствующих публикаций, участвовать в конференциях, читать отдельные лекции и лекционные курсы на темы, связанные с
- историей христианства,
- Церковной унии,
- историей политики папства на Востоке Европы,
- историей Общества Иисуса (иезуитов) на Востоке Европы,
- историографией и источниковедением восточной политики папства.
Существенно продвинуться в области избранной специализации и собрать большое количество опубликованных и архивных материалов, получить практически навыки владения иностранными языками стало возможным благодаря нескольким научным стипендиям и грантам:
- 1992 (октябрь-ноябрь) – Папский Восточный институт, Рим (Pontificio Istituto Orientale, Roma)
- 1994 (январь-май) – Фонд бл. Анжелико, Рим (Fondazione beato Angelico, Roma)
- 1996, 2001 – (Deutscher Akademischer Austauschdienst [DAAD]): Trier, Muenchen, Paris (Meudon) (Немецкая служба академических обменов, Трир, Мюнхен, Париж [Медон])
- 2014 – Фонд Макса Вебера (Max Weber Foundation) – Москва, Санкт-Петербург
- 2015 – Gerald D. Feldman Travel Grants: Рим, Варшава, Краков, Париж (Ванв), Лион
- Россия и Иезуиты (1772-1820). Совместно с Институтом истории Общества Иисуса. Москва, Рим (2002, 2004).
- с 2017 член редколлегии трехтомного издания Дипломатическая переписка Ивана Грозного.
- С. М. Соловьев Е.Ф. Шмурло // Вопросы истории. 1993. № 9. С. 151-164 (вступ. статья, публикация).
- Евгений Францевич Шмурло и Русское Историческое общество в Праге // Европейский альманах. История. Традиции. Культура. М.: ИВИ РАН, 1993. С. 65-81.
- Альберт Кампенский. О Московии. Перевод О. Ф. Кудрявцева и С. Г. Яковенко // Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы. М.: ИВИ РАН, 1995. С. 95-117.
- Дмитриев М.В., Флоря Б.Н., Яковенко С.Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине в конце XVI – начале XVII в. Часть I. Брестская уния 1596 г. Исторические причины. М., 1996. С. 131-154, 177-193 (автор двух разделов в соавторстве с Б.Н. Флорей).
- Митр. Макарий «История Русской Церкви». Кн. VII. М., 1996 (научное редактирование тома, составление библиографии, комментария, раздел «Западнорусская Церковь в последней трети XVII в.» С. 532 - 543).
- Католические учебные заведения и их влияние на развитие школы в Восточной Европе (XVI-XVII вв.) // Katolicyzm w Rosji i prawosławie w Polsce (XI-XX w.). Католицизм в России и православие в Польше (XI-XX вв.). Polsko-Rosyjska Komisja Historyczna. 1997. С. 134-148.
- Идея христианского единства как фактор объединения Европы в трудах русских мыслителей ХІХ века // Исторический вестник. Научный журнал. № 7 (11) 2000. Основан в 1999 году. … Ч. II. Москва-Воронеж, 2000. С. 273-281.
- Материалы Ватиканского архива о связях России и папства. (Изучение и характеристика) // Церковь в истории России. Сборник 4. М.: ИРИ РАН, 2000. С. 176-196.
Pavel Pierling (1840-1922), Evghenij Smurlo (1854-1934) e le loro ricerche sulla storia dei rapporti tra la Russia e la Santa Sede (secoli XV-XIX) Serghej G. Jakovenko, Accademia Russa delle Scienze, Istituto di storia // Santa Sede e Russia da Leone XIII a Pio XI. Atti del Simposio organizzato dal Pontificio Comitato di Scienze Storiche e dall’Istituto di Storia Universale dell’Accademia delle Scienze di Mosca. Mosca, 23-25 giugno 1998. Libreria editrice Vaticana, 2002, p. 33-42.
- Chiese Greco-cattolica e Ortodossa nei progetti della politica estera dell’URSS (1943 – 1948) // Le Chiese Orientali cattoliche d’Europa nella loro storia di fede e di sofferenza dall’inizio del secolo fino ad oggi. Città del Vaticano, 2003, p. 71-77 (в соавт. с О.Ю. Васильевой).
- Рим и Москва: Дипломатические и церковные отношения (втoрая половина XV - начало XVII в.) // Русско-итальянский архив. IV. Archivio russo-italiano. IV. Составители Даниела Рицци и Андрей Шишкин. Салерно, 2005. С. 95-146.
- Иезуиты и Россия: историографический аспект, материалы российских архивов об истории иезуитов в России // Россия и иезуиты. La Russia e I Gesuiti. 1772-1820. М.: Наука, 2006. С. 27-47; Иезуиты в России и проблема церковной унии // Там же. С. 195-214.
- Политика Римской курии на востоке Европы во второй половине XVI в. и подготовка церковной унии // Религии мира: История и современность / Научный совет РАН «Роль религий в истории». М.; СПб.: Нестор-История, 2012. С. 470-517.
- Россия в Азии и в Европе // Eurasian review, Volume 5, November 2012. (Публикация работы Е. Ф. Шмурло).
- Павел Пирлинг (1840-1922): его работы и архив // Центральноевропейские исследования. Central-European Studies. 2023. № 6. С. 363-407.
- Научный совет РАН «Роль религий в истории»: предварительные итоги // Церковь в истории России. Сборник 14: к 30-летию создания Центра истории религии и Церкви в Институте российской истории РАН. М.: Ин-т рос. истории Рос. акад. наук. 2023. С. 64-89.
- Дипломатическая переписка Ивана Грозного. Член редколлегии. Т. I, кн. 1. Редактор 2-го раздела: Папский престол. Венеция. СПб.: Наука, 2023. С. 433-636.
- Е.Ф. Шмурло (1854-1934 гг.) – ученый корреспондент Российской академии наук в Риме (1903-1924 гг.): незавершенный проект. Часть I // Славянский мир в третьем тысячелетии: Институт Славяноведения. 2024. Т. 19. № 1-2. С. 132-156; Часть II. Там же. Т. 19. № 3-4. С. 136-165. В печати.
Конечно, все время сидеть за книгой, пишущей машинкой, а с некоторых пор – за компьютером и с телефоном скучновато и не всегда интересно: хочется каких-нибудь иных эмоций. Чтобы несколько разбавить это занятие, есть – музыка, гитара, хорошие стихи.
При этом хочется не просто пассивно слушать и наблюдать, как создает кто-то другой, но и создавать самому, не только повторять за кем-то, но и придумать что-то свое – например, незамысловатую мелодию на хорошие стихи. А что получилось – об этом можно судить по записям, некоторые из которых были сделаны в студии или спеть какие-нибудь из них с друзьями.