Архив

Терроризм в России в начале XX в.

Том второй [149]

декабрь 2012

Издательство: АНО «Руниверс»

ISSN 2306-4978

Страниц: 228 стр.

АННОТАЦИЯ

Очередной номер журнала «Исторический вестник» посвящен истории терроризма в России в начале XX в. Эта проблема отнюдь не реликт столетней давности. Вопрос о том, как на переломе веков создавался спусковой механизм глобального социального и военно-политического конфликта, унесшего жизни миллионов людей, остается актуальным и до настоящего времени.

Комплекс данных, собранных авторами во втором номере журнала, позволяет определенно утверждать, что феноменология такого явления, как «русский терроризм», отнюдь не ограничивалась национальными границами Российской империи. Более того, использованные в начале XX в. методики вполне укладываются в понятие «международный терроризм», а цели, поставленные организаторами этой беспрецедентной силовой акции, характерны своим континентальным размахом. Историкам еще предстоит изучить деятельность зарубежных организаций, в частности американского «Общества помощи Революционной России», ответственных за запуск механизмов, приведших к разрушению российской государственности. Особенности этих процессов рассмотрены в статье М.И. Леонова. В своем обобщающем обзоре автор рассматривает финансовые, социальные и организационные основы политического террора, захлестнувшего Россию в начале ХХ века.

В статье В.Д. Лебедева на основе архивных материалов Департамента полиции из фондов Государственного архива Российской Федерации анализируется история борьбы верховной власти с политическим террором между двумя русскими революциями 1905 и 1917 гг. Характерно, что российская государственная элита ни морально, ни организационно не была готова к террористической атаке такого масштаба. Автор подчеркивает, что политическая слабость МВД, особенно Департамента полиции, и отсутствие единого органа внешней разведки — первая причина роста политического террора, получавшего финансовую и политическую поддержку из-за рубежа, причем в первую очередь из Соединенных Штатов, Англии, Японии и Франции.

Примечательна работа Р.У. Ибатуллина, посвященная участию интеллигенции в террористическом движении. Либеральный сегмент российского общества не только создавал идеологическое обоснование и оказывал моральную поддержку совершаемым преступлениям, но и составлял одну из самых больших социальных групп среди террористов того времени.

В статье Н.С. Сидоренко рассматриваются процессы, связанные с политическим терроризмом на Урале. Как следует из приведенных автором данных, архитекторы террора нацеливали своих исполнителей не только на высший эшелон власти, но и на средний региональный управленческий сегмент империи. Здесь их целью были так называемые классные чиновники России. Если учесть, что в начале XX века их было чуть более 160 тысяч, а число жертв террористов по разным данным составило от 16 до 25 тысяч человек (речь идет не только об убитых, но и о тех, кто, опасаясь за жизнь свою и близких, вынуждены были покинуть занимаемые должности), становится понятно, насколько серьезные потери понес государственный аппарат. В результате, это привело к катастрофическому снижению эффективности управления государством в целом.

Не менее интересна история срастания национал-террористических групп и зарубежных, в частности, японских спецслужб. Сотрудничеству грузинской «оппозиции» и японской разведки во время Русско-японской войны 1904 – 1905 годов посвящена работа французского исследователя Г. Мамулиа. При общем антиимперском пафосе, автор объективно рассматривает процессы взаимодействия и координации грузинских, прибалтийских и польских национал-сепаратистов, проводит анализ методик японской разведки, нацеленных на ослабление мобилизационных возможностей России. В статье использованы уникальные материалы из российских и французских архивов.

Обзору различных концептуальных подходов к проблеме политического террора в России посвящена статья О.А. Суховой, в которой приведен также обширный фактологический материал по предмету исследования.

Особый интерес представляет подготовленный Н.А. Карповой архивный материал, содержащий развернутый список тайных сотрудников специального отдела полиции по работе за рубежом.

Яркой иллюстрацией к драматическим событиям начала ХХ века служит составленный И.И. Бондаренко и Д.В. Климовым поименный список жертв революционного террора. В номере публикуется лишь часть огромного мартиролога. Публикация продолжена в электронной версии журнала.

Кроме того, приведен перечень наиболее заметных работ по проблеме терроризма, вышедших в последние годы.

А.Э. Титков, главный редактор журнала «Исторический вестник»


СОДЕРЖАНИЕ

ТЕРРОРИЗМ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Леонов М.И. Террор и Смута в Российской империи.

Лебедев В.Д. Политический террор в России между двумя революциями начала ХХ века.

Ибатуллин Р.У. Интеллигенция и терроризм в России в начале ХХ века.

Сидоренко Н.С. Политический экстремизм на Урале в начале ХХ века.

Мамулиа Г. Как самурай стал союзником Прометея: японо-кавказская смычка в годы Русско-японской войны.

ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

Сухова О.А. Революционный терроризм в России конца XIX – начала ХХ века: историография, методология, факты.

ИСТОЧНИКИ

На службе Заграничной агентуре Департамента полиции МВД Российской империи.

Жертвы политического террора в России (1901–1912).

Список монографий и документальных сборников по истории терроризма в России в начале ХХ века.