Содержание
Содержание

Войтенко А.А. «Пространство святых» как особенность сакральной географии поздней Античности (на примере Египта)



DOI: 10.35549/HR.2024.2024.48.002

Войтенко А.А. «Пространство святых» как особенность сакральной географии поздней Античности (на примере Египта) // Исторический вестник. 2024. Т. XLVIII. С. 62–81.

Voytenko A.A.«The Space of the Saints» as a Feature of the Sacred Geography in Late Antiquity (Using the Example of Egypt) // Historical Reporter. 2024. Vol. 48. P. 6281.

 

Аннотация

В статье предпринято исследование типов христианских сакральных пространств в период поздней Античности. Автор статьи считает храм (церковь) и монастырь наиболее адекватными типами таких пространств в социологическом плане. Однако в поздней Античности к ним присоединяется еще один феномен, который можно обозначить как «пространство святых». Этот феномен имел два типа: пространство, сформированное вокруг мощей святых (прежде всего мучеников), и «cиловое поле», образуемое вокруг живых святых (прежде всего монахов). В поздней Античности, как представляется автору статьи, это пространство обладало определенной автономией по отношению к храму и монастырю. Причины этого феномена лучше всего объясняет П. Браун: в условиях эрозии старых (античных) структур и только еще кристаллизации новых (средневековых) «локус» сверхъестественного в общественных представлениях переходит к отдельным людям. Соответственно, при окончательной институционализации новых «безличных агентов» пространство святых потеряло свою автономность и встроилось в сакральное пространство храма или монастыря.

Abstract

The article focuses on a study of the types of Christian sacred spaces (sacra spatia) during the period of late Antiquity. The author considers the identification of a temple (a church) and a monastery as the most adequate types of sacra spatia in sociological context. However, in late Antiquity they were joined by another phenomenon, which can be designated as the «space of the saints» (spatio sanctorum). This phenomenon had two types: a space formed around the relics of saints or «dead saints» (primarily martyrs), and a «force field» (locus potestatis) formed around living saints or «holy men» (primarily monks). In late Antiquity, this space seems to have a certain autonomy in relation to a church and a monastery. The reasons for this phenomenon are best explained by Peter Brown: in conditions of erosion of old (antique) structures and only rising new (medieval) ones, the locus of the supernatural in public oppinions passed to an individual man. Accordingly, with the final institutionalization of new «impersonal agents», the space of saints has lost its autonomy and been integrated into the sacred space of a church or a monastery.

 

Ключевые слова: поздняя Античность, византийский Египет, Абу Мина, Калат Симан, позднеантичные святые.

Key Words: late Antiquity, Byzantine Egypt, Abu Mena, Qal‘at Seman, Holy Man.

 

Войтенко Антон Анатольевич — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Центр египтологических исследований РАН.

Anton A. Voytenko — D.Sc. (History), Centre for Egyptological Studies of the Russian Academy of Sciences.


Номер журнала, к которому относится содержание
26.06.2024
САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
48
Смотреть