
Прудников В.В. Норманны и тюрки-сельджуки: симметрия движения
DOI: 10.35549/HR.2022.2022.40.002Прудников В. В. Норманны и тюрки-сельджуки: симметрия движения // Исторический вестник. 2022. Т. XL. С. 42–61.
Аннотация
В данной статье рассматриваются историографические подходы к проблеме «симметричности» в действиях норманнов и тюрок-сельджуков. Те и другие практически одновременно начинают движение от мест своего привычного обитания, принимают новую для себя религию, язык, культуру, обычаи побежденных. Практически одновременно они устремляются на завоевание обширных и развитых областей, где создают новые государственные образования. Созданные ими империи просуществовали столетия после того, как они практически одновременно и повсеместно теряют власть.
С другой стороны, норманнов и сельджуков объединяли общие ценности: стремление к доминированию, культ отваги, религиозное рвение в ведении «священной войны», предпочтение в выборе профессии наемника, вера в свою особую миссию и идентичность, эффективность управления, культурный эклектизм и открытость. Серьезные сдвиги по решению данной проблемы наметились в турецкой, российской и французской историографии.
Актуальность исследования данного вопроса обусловлена наличием прямых контактов между норманнами и сельджуками на Ближнем Востоке в XI—XII вв. Эти контакты характеризовались не только конфликтами и военным противостоянием, но и во многом сопровождались культурным взаимодействием. Что отлично продемонстрировал пример отношений Русселя де Баллиоля и Артук бея. В качестве результата можно принять осознание общих ценностей участниками взаимодействия, которое вело их к идее создания прочных союзнических отношений и даже некой единой общности. Подобную тенденцию можно проследить по данным латинских авторов, повествующих о заключении наступательного союза между Боэмундом Тарентским и Данышмендом. Но в реальности, как отмечал византинист Ф.И. Успенский, этим ожиданиям не дано было сбыться.
Цель данной работы показать, что норманны и тюрки-сельджуки в действительности имели нечто общее, что предопределило их ведущую роль в мировой истории.
Ключевые слова: норманны, тюрки-сельджуки, первый крестовый поход, функциональная симметрия
Прудников Виталий Владимирович – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела истории Востока Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института востоковедения Российской академии наук (ФГБУН ИВ РАН).
***
Prudnikov V. V. The Normans and the Seljuk Turks: A Symmetry of Movement // Historical Reporter. Vol. 40. 2022. P. 42–61.
Abstract
This article discusses historiographic approaches to the problem of «symmetry» in the movement of the Normans and the Seljuk Turks. Both of them almost simultaneously began to move from their usual habitats, adopting a new religion, as well as the language, culture, and customs of the vanquished peoples. Almost simultaneously, they rush to conquer vast and highly-developed areas, where they created new states. The empires they created endured for centuries after the conquerors themselves (almost simultaneously collapsed) and lost their governing positions.
On the other hand, the Normans and the Seljuks were united by common values: the desire for domination, the cult of courage, the religious zeal in waging a «holy war», the preference for choosing the profession of a mercenary, the belief in their special mission and identity, their notable governing efficiency, cultural eclecticism and openness. Serious shifts in the approach to this issue have been outlined in Turkish, Russian and French historiography.
The relevance of the study of this issue is due to the presence of direct contacts between the Normans and the Seljuks in the Middle East in the 11th—12th centuries. These contacts were characterized not only by conflicts and military confrontation, but were also largely accompanied by cultural interaction. What was perfectly demonstrated by the example of the relationship between Roussel de Balliol and Artuk Bey. As a result, one can accept the awareness of common values by the participants in this interaction, which led both parties to the idea of creating strong allied relationship and even a kind of single community. A similar trend can be traced according to the data of Latin authors, who convey the story about the conclusion of an offensive alliance between Bohemond of Tarento and Danishmend. But in reality, as the Byzantinist F.I. Ouspensky noted, these expectations never came to fruition.
The purpose of this work is to show that the Normans and the Seljuk Turks actually had something in common, which predetermined their leading role in world history.
Key words: Normans, Turki-Seljuks, First Crusade, Functional Symmetry
Vitaly V. Prudnikov — Ph.D. in History, Senior Researcher at the Oriental History Department of the Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Science.
***
References
- ApanovichO.S. Naemnye i vassal’nye hristianskie kontingenty na sluzhbe u anatolijskih sel’dzhukov [Mercenary and vassal Christian contingents in the service of the Anatolian Seljuks] // Prichernomor’e v srednie veka. 2009. Vo 7. P. 72–117.
- Armenia and the Crusades, tenth to twelfth centuries: The Chronicle of Matthew of Edessa / Trans, comment., introd. by Ara Edmond Dostourian, foreword by Krikor H. Maksoudian. Lanham: National Association for Armenian Studies and Research, 1993. 375 p.
- BalivetM. Normands et Turcs en Méditerranée médiévale: deux adversaires «symétriques»? // Turcica. 1990. Vo 30. P. 309–329.
- Bartol’dV.V. Turcija, islam i hristianstvo [Turkey, Islam and Christianity] // Sochinenija. Raboty po istorii islama i Arabskogo halifata [Essays. Works on the history of Islam and the Arab caliphate] / Compil. by A.B. Halidov; Ed. by I.N. Vinnikov. Moscow: Nauka, 1966. Vol. 6. P. 413–431.
- CahenC. La premiere penetration turque en Asie Mineure (Second moitie du XIe siecle) // Byzantion. 1948. Vo 18. P. 5–67.
- CahenC. La Turquie pré-ottomane. Istanbul: Institut français d’études anatoliennes d’Istanbul: Dıvıt Matbaacılık ve Yayıncılık, 1988. 410 p.
- Gaufredo Malaterra. De rebus gestis Rogerii Calabriae et Siciliae comitis et Roberti Guiscardi ducis fratris eius // Rerum Italicarum scriptores. Raccolta degli storici italiani. Bologna: N. Zanichelli, 1928. Vo 5. 172 р.
- GibbonE. Istorija upadka i razrushenija Rimskoj Imperii [The History of the Decline and Fall of the Roman Empire] / Trans by V.N. Nevedomskiy. Moscow: Terra — Knizhnyj klub, 2008. Vol. 6. 592 p.
- GordlevskijV.A. Gosudarstvo Sel’dzhukidov Maloj Azii [The Seljuk state of Asia Minor]. Moscow; Leningrad: Izd-vo AN SSSR, 1941. 199 p.
- GolovnjovA.V. Antropologija dvizhenija (drevnosti Severnoj Evrazii) [Anthropology of movemen Antiquities of Northern Eurasia]. Ekaterinburg: URO RAN; «Volot», 2009. 252 p.
- GolovnjovA.V. Fenomen kolonizacii [The phenomenon of colonization]. Ekaterinburg: Izd-vo UrO RAN, 2015. 592 p.
- GroussetR. L’épopée des Croisades. Paris: Librairie Académique Perrin, 1995. 321 р.
- Guillaumus Tyrensus Archiepiscopus. Historia rerum in partibus transmarinis gestarum // Patrologiae Cursus Completus. Series Latina / Ed. by J.P. Migne. Paris: Garnier Frères, 1855. Vo 201. Р. 209–892.
- GusejnovR.A. Sovremennoe sostojanie i blizhajshie zadachi izuchenija sel’dzhukskoj problemy [The current state and the immediate tasks of studying the Seljuk problem] // Tjurkologicheskij sbornik. 1973. Moscow: Nauka, 1975. P. 24–37.
- Histoire anonyme de la premiere croisade, texte etabli et traduit par L. Brehier. Paris: Les Belles Lettres, 1924. 258 р.
- Kafesoğluİ. A history of the Seljuks: Ibrahim Kafesoglu’s interpretation and the resulting controversy / Ed. and trans by G. Leiser. Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University Press, 1988. 224 p.
- Kafesoğluİ. [Eleştiri—tanıtma] Prof. Dr. Osman Turan: Selçuklular Tarihi ve İslâm-Türk Medeniyeti. Neşreden: Türk Kültüru Araştırma Enstitüsü, Ankara, 1965 // Tarih Dergisi. 1965. Cilt 15. Sayı 20. S. 171– 188.
- KavasI. Selçuklularda ve Normanlarda veraset: Karşılaştırmalı bir yaklaşım. Ankara: Ankara Üniversitesi, 2017. 244 p.
- KazhdanA.P. Vizantijskaja kul’tura (X–XII vv.) [Byzantine culture (X– XII сс.)]. Moscow: Aletejja, 2006. 280 p.
- MerçilE.,SevimA. Selçuklu devletleri tarihi. Siyaset, teşkilat ve kültür. Ankara: Türk Tarih Kurumu, 1995. 599 p.
- NovichevA.D. Istorija Turcii v 4-h tomah [The history of Turkey in 4 volumes]. Leningrad: Izd-vo Leningradskogo universiteta, 1963. Vol. 1. Epoha feodalizma (XI–XVIII vv.) [The epoch of feudalism (XI– XVIII cc.)]. 314 p.
- Оrderici Vitalis angligenae coenobii Uticensis monachi. Historia Ecclesiastica // Patrologiae Cursus Completus. Series Latina / Ed. by J.P. Migne. Paris: Garnier Frères, 1855. Vo 188. Р. 917–984.
- PrudnikovV.V. Deus adiuva! Normannskie rycari v Anatolii XI–XII vv. [Deus adiuva! Norman knights in Anatolia in XI–XII cc.] / Ed. by D.D. Vasil’ev. Moscow: IV RAN, 2019. 312 p.
- TuranO. Selçuklular Tarihi ve İslâm-Türk Medeniyeti. 2. baskı. İstanbul: Turan Neşriyat Yurdu, 1969. 478 s.
- UspenskijF.I. Melik Gazi i Dzul’-Nun Danishmendy [Melik Gazi i Dzul-Nun Danishmendy] // Zapiski Imperatorskogo Odesskago Obshhestva Istorii i Drevnostej. 1879. Vo XI. P. 229–268.
- UspenskijF.I. Dvizhenie narodov iz Central’noj Azii v Evropu. I. Turki. II. Mongoly [Movement of peoples from central Asia to Europe. I. Turks. II. Mongols] // Vizantijskij vremennik. 1947. Vo I (XXVI). P. 9–28.
- UspenskijF.I. Istorija Vizantijskoj imperii XI–XII vv. Vostochnyj vopros [The history of the Byzantine Empire in XI–XII cc. The eastern question] / Compi by L.V. Litvinova. Moscow: Mysl’, 1997. 829 p.
- VijmarP. Krestovye pohody. Mif i real’nost’ svjashhennoj vojny [The Crusades. The myth and reality of the Holy war]. SPb: Evrazija, 2006. 383 p.