Содержание
Содержание

Кириллина С.А. Египетский паломнический маршрут (дарб ал-хадж ал-мисрий) — ключевое звено сакральной географии мира ислама (XVII–XVIII вв.)



DOI: 10.35549/HR.2024.2024.48.007

Кириллина С.А. Египетский паломнический маршрут (дарб ал-хадж ал-мисрий) — ключевое звено сакральной географии мира ислама (XVII–XVIII вв.) // Исторический вестник. 2024. Т. XLVIII. С. 204–223.

Kirillina S.A. Egyptian Pilgrimage Route (Darb Al-Hajj Al-Misriy). A Key Link in the Sacred Geography of the Islamic World (17th–18th Centuries) // Historical Reporter. 2024. Vol. 48. P. 204223.

 

Аннотация

В Средние века в мире ислама сложилась разветвленная сеть паломнических путей в святые земли Аравии, среди которых особое место занимал маршрут египетского каравана хаджа, который аккумулировал массы паломников из Магриба, центральных районов и восточного побережья Африки. Он проходил через Суэцкий перешеек, Синайский полуостров, порт ʻАкаба до Мекки. Будучи самым популярным паломническим маршрутом в доосманское время, дарб ал-хадж ал-мисрий сохранил свою значимость и востребованность в османскую эпоху. Как и в других частях арабо-османского мира, в Египте институт паломничества и связанные с ним многообразные мероприятия отражали уровень эффективности работы местных властей. В то же время контроль османских султанов над ключевыми паломническими маршрутами, в том числе над египетским, служил делу идеологического единения сообщества мусульман – уммы.

При османах дарб ал-хадж ал-мисрий совершенствовался и модернизировался. На траектории продвижения паломников появлялись новые места для отдыха и водопоя, ремонтировались и расширялись старые. Узловые стоянки на пути хаджа представляли собой укрепленные пункты с крепостными сооружениями, защитными и сигнальными башнями, колодцами и каменными резервуарами с питьевой водой, небольшими мечетями, постоялыми дворами – ханами, загонами для животных, складами и рынками. Однако с развитием и модификацией современной инфраструктуры традиционные «паломнические тропы» стали неминуемо приходить в упадок, постепенно превращаясь в памятники истории.

Abstract

In the Middle Ages, the Islamic world developed an extensive network of pilgrimage routes to the holy lands of Arabia. The Egyptian Hajj caravan route playing a special role, drawing large numbers of pilgrims from the Maghreb, central regions, and the eastern coast of Africa. It traversed the Isthmus of Suez, the Sinai Peninsula, and the port of Aqaba en route to Mecca. As the most popular pilgrimage route in the pre-Ottoman era, the darb Al-Hajj Al-Misriy remained significant and in high demand during the Ottoman period. In Egypt, as in other parts of the Arab-Ottoman world, the institution of pilgrimage and its various associated activities demonstrated the effectiveness of local governance. Moreover, the Ottoman sultans' control over key pilgrimage routes, including the Egyptian one, reinforced the ideological unity of the Muslim community, the Ummah.

Under the Ottomans, the darb al-hajj al-misriy was improved and modernized. New rest stops and watering spots emerged along the pilgrims' route, while old ones were renovated and expanded. Key stops on the Hajj route featured fortified posts with defensive and signal towers, wells, stone water reservoirs, small mosques, inns (khans), animal pens, warehouses, and markets. However, with the development and modification of modern infrastructure, traditional 'pilgrimage trails' inevitably began to decline, gradually transforming into historical monuments.

 

Ключевые слова: Османская империя, Египет, хадж, паломнический путь.

Key Words: Ottoman Empire, Egypt, Hajj, pilgrimage route.


Кириллина Светлана Алексеевна – доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой истории стран Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова.

Svetlana A. Kirillina – D.Sc. (History), Professor, Head of Department of Middle and Near East History, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University.


Номер журнала, к которому относится содержание
26.06.2024
САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
48
Смотреть