Чернина Л.В. Проблемы религиозного обращения в юридическом творчестве Альфонсо Х
Чернина Л.В. Проблемы религиозного обращения в юридическом творчестве Альфонсо Х // Исторический вестник. 2017. Т. XXII. С. 56—85.
Chernina L.V. Problems of Religious Conversion in the Legal Work of Alfonso X [Problemy religioznogo obrashcheniya v yuridicheskom tvorchestve Al'fonso X]. Istoricheskij vestnik / Historical Reporter. 2017. Vol. 22. P. 56–85.
Анотация
Статья посвящена разновидностям религиозного обращения в Кастилии в 13-м веке, главным образом в том виде, в каком они появляются в легальных источниках эры Альфонсина. Заметное еврейское меньшинство существовало в средневековых христианских штатах Пиренейского полуострова наряду с более крупным мусульманским. Церковь и каким-то образом государство поощряло членов этих групп принять христианство. Это было главной целью различных мер, некоторые из которых нашли свое отражение в «Fuero Real», «Especulo» и «Siete Partidas»: защита собственности новообращенных, регулирование брачных отношений в связи с изменением веры, установление наказаний для тех, кто мешает человеку перейти в христианское общество. Особое внимание уделяется отступничеству - отказу от христианства для иудаизма или ислама, а также методам противодействия ему, предложенным юристами Альфонсо. Широко распространено мнение, что законы, которые регулировали религиозное обращение в светской правовой теории 13-го века, в основном копируют существующий канонический закон. Однако анализ показывает, что на процесс составления законов влияли как церковная традиция, так и непосредственные военные и политические интересы Кастилии.
Ключевые слова:
религиозное обращение, Альфонсо Х, конфессиональные меньшинства.
Annotation
The article is dedicated to the varieties of religious conversion in Castile in the 13th century, mainly as they appear in the legal sources of Alfonsine era. A noticeable Jewish minority existed in medieval Christian states of the Iberian Peninsula alongside with a larger Muslim one. The Church and in some way the State encouraged the members of these groups to adopt Christianity. This was the main purpose of different measures some of which found their reflection in «Fuero Real», «Especulo» and «Siete Partidas»: protection of the converts’ property, the regulation of marital relations in connection with the change of faith, establishment of punishments for those who prevent an individual from the conversion to Christian society. Special attention is paid to the apostasy — a rejection of Christianity for Judaism or Islam, and to the methods to impede it, suggested by Alfonso’s jurists. It is widely agreed that the laws which regulated the religious conversion in the secular legal theory of the 13th century mostly copy the existed canon law. However the analysis demonstrates that the process of composition of laws was influenced both by the ecclesiastic tradition and the immediate military and political interests of Castile.
REFERENCES
1. Abulafia D. The Servitude of Jews and Muslims in the Medieval Mediterranean:
Origins and Diffusion // Mélanges de l’Ecole Française de Rome. Moyen Age.
1990. № 112. P. 687–714.
2. Ashtor E. The Jews of Moslem Spain. 3 vols. Philadelphia, 1973.
3. Assis Y. T. The Golden Age of Aragonese Jewry. Community and Society in
the Crown of Aragon, 1213–1327. London, 1997.
4. Beinart J. ¿Cuándo llegaron los judíos a España? Jerusalén, 1962.
5. Bowman J. A. Infamy and Proof in Medieval Spain // Fama: The Politics of
Talk and Reputation in Medieval Europe, ed. by T. S. Fenster, D. L. Smail,
Ithaca, London, 2003. P. 95–117.
6. Bulliet R. Conversion to Islam in the Medieval Period: An Essay in Quantitative
History. Harvard, 1979.
7. Burns R. I. Christian-Islamic Confrontation in the West: The ThirteenthCentury Dream of Conversion // American Historical Review. 1976. № 76.
P. 1386–1434.
8. Burns R. I. Jews and Moors in the Siete Partidas of Alfonso X the Learned: a
Background Perspective // Medieval Spain: Culture, Conflict, and Coexistence.
Studies in Honour of Angus MacKay, ed. by R. Collins and A. Goodman.
Basingstoke, New York, 2002. P. 46–62.
9. Cantera Montenegro E. Cristianos y judíos en la meseta norte castellana: La
fractura del siglo XIII // Del pasado judío en los reinos medievales hispánicos,
coord. por Y. Moreno Koch, R. Izquierdo Benito. Cuenca, 2005. P. 45–88.
10. Carpenter D. E. Alfonso X and the Jews: Commentary on Siete Partidas 7. 24
«De los judíos». Berkeley, 1986.
11. Carpenter D. Alfonso X y los moros. Algunas precisiones legales, históricas y
textuales con respecto a Siete Partidas 7.25 // Al-Qantara. Revista de estudios
árabes. 1986. № 7. Р. 229–252.
12. Carpenter D. E. Minorities in Medieval Spain: The Legal Status of Jews
and Muslims in the Siete Partidas // Romance Quarterly. 1986. № 33.
P. 275–287.
13. Casar M. F. G. El tratamiento de los judíos en los fueros de la familia CuencaTeruel // Revue des études jueves. 1985. № 144. P. 27–37.
82 Л.В. ЧЕРНИНА
14. Chernina L. ‘Non gente sed fide Judaeus’ and ‘fide et gente Hebraeus’: To the
problem of the apostasy in al-Andalus in the 9th century [‘Non gente sed
fide Judaeus’ i ‘fide et gente Hebraeus’: k probleme verootstupnichestva v
al-Andaluse 9 v.] // Centaurus: Studia classica et medievalia. 2008. № 5.
P. 136–152.
15. Cohen J. The Friars and the Jews: The Evolution of Medieval Anti-Judaism.
Ithaca, London, 1982.
16. Echevarría Arsuaga A. Implicaciones políticas y sociales de la conversión al
cristianismo en tiempos de Fernando III y Alfonso X el Sabio // Sevilla 1248.
Congreso internacional conmemorativo del 750 aniversario de la conquista
de la ciudad de Sevilla por Fernando III, rey de Castilla y León, ed. por
M. González Jiménez. Sevilla, 2000. P. 873–880.
17. Freidenreich D. M. Muslims in Western canon law, 1000–1500 // ChristianMuslim Relations: A Bibliographical History. Vol. 3 (1050–1200), ed. by
D. Thomas and A. Mallett. Leiden, Boston, 2011. P. 41–68.
18. García Moreno L. A. Los judíos de la España antigua: Del primer encuentro al
primer repudio. Madrid, 2005.
19. García y García A. Judíos y moros en el ordenamiento canónico medieval //
Encuentro de las tres culturas. Actas del II Congreso Internacional. Toledo,
1985. P. 167–181.
20. González Jiménez M. Alfonso X y las minorías confesionales de mudéjares y
judíos // Alfonso X: aportaciones de un rey castellano a la construcción de
Europa, coord. por M. Rodríguez Llopis, Murcia, 1997. P. 71–89.
21. Gonzálvez Ruiz R. La Constitución 10ª del Concilio de Peñafiel (1302) //
El Legado material hispanojudío, coord. por A. M. López Alvarez, R. Izquierdo
Benito, 1998. P. 247–264.
22. Grayzel S. The Church and the Jews in the XIIIth Century. Philadelphia, 1933.
23. de Jong M. Adding insult to injury: Julian of Toledo and his Historia
Wambae // The Visigoths from the migration period to the VIIth century.
An ethnographic perspective, ed. by P. Heather. Woodbridge, 1999.
P. 373–402.
24. Kaplan G. ’Como no deben ser apremiados los judíos que se tornan cristianos’:
The sentencia-Estatuto and the Legacy of Alfonso X, el Sabio’s Siete Partidas //
Quaderni Ibero Americani. 1998. № 83–84. P. 33–49.
25. Kedar B. Muslim Conversion in Canon Law // Kedar B. The Franks in
the Levant. 11th to 14th Centuries. Aldershot, 1993, XIV (first published:
Proceedings of the Sixth International Conference of Medieval Canon
Law, Berkeley, 1980, ed. by S. Kuttner and K. Pennington. Vatican, 1985).
P. 321–332.
26. Ladero Quesada M. A. La población de reinos y ciudades en la baja Edad
Media española (de finales del siglo XIII al comienzos del XVI) // Boletín de
la Real Academia de Historia. 2014. № 201. Р. 37–78.
27. Martin G. Le concept de ‘naturalité’ (naturaleza) dans les ‘Sept Parties’
d’Alphonse le Sage // e-Spania. 2008. № 5 (онлайн: http://e-spania.revues.
org/10753; дата обращения 28.01.2015).
28. Monsalvo Antón J. M. Cortes de Castilla y León y minorías // Las Cortes de
Castilla y León en la Edad Media. Valladolid, 1988. Vol. 2. P. 143–191.
29. O’Callaghan J. F. The Mudejars of Castile and Portugal in the Twelfth and
Thirteenth Centuries // Muslims under Latin Rule, 1100–1300, ed. by
J.M. Powell. Princeton, 1990. P. 11–56.
30. O’Callaghan J. F. El Rey Sabio. El reinado de Alfonso X de Castilla. Sevilla,
1999.
31. Philips W. Slavery from Roman Times to the Early Transatlantic Trade.
Manchester, 1985.
32. Ratcliff M. Judíos y musulmanes en la jurisprudencia medieval española //
Revista Canadiense de Estudios Hispánicos. 1985. № 9 (3). P. 423–438.
33. Ratcliffe M. Judíos y musulmanes en las Siete Partidas de Alfonso X //
Alfonso X el Sabio, vida, obra y época: Actas del Congreso Internacional.
Vol. 1. 1998. P. 237–249.
34. Ray J. The Sephardic Frontier: The Reconquista and the Jewish Community
in Medieval Iberia. Ithaca, London, 2008.
35. Ríos de la Llave R. Discrimination Against the Jewish Population in Medieval
Castile and León // Religion and Power in Europe: Conflict and Convergence,
ed. by J. Carvalho. Pisa, 2007. P. 53–76.
36. Roitman G. Alfonso X, el rey Sabio ¿Tolerante con la minoría judía? Una lectura
emblemática de las Cantigas de Santa María // Emblemata. 2007. № 13. P. 31–177.
37. Roitman G. El judaísmo en el país de los espejos: emblemática y simbología
judeo-hispánicas, Zaragoza, 2010.
38. Roth N. Alfonso X // Medieval Jewish Civilization: An Encyclopedia, ed. by
N. Roth. New York and London, 2003. P. 19–20.
39. Roth N. «Badge, Jewish» // Medieval Jewish Civilization: An Encyclopedia,
ed. by N. Roth. New York, London, 2003. P. 67–70.
40. Salvador Martínez H. Alfonso X, the Learned: A Biography. Leiden, Boston,
2010.
41. Salvador Martínez H. La convivencia en la España del siglo XIII. Perspectivas
alfonsíes. Madrid, 2006.
42. Sánchez-Arcilla Bernal J. La ‘teoría de la ley en la obra legislativa de Alfonso X
el Sabio // Alcanate. 2008–2009. № 6. P. 81–123.
43. Simon L. J. Jews in Legal Corpus of Alfonso el Sabio // Comitatus. 1987. № 18.
Р. 80–97.
44. Solórzano Telechea J. A. Justicia y el ejercicio del poder: la infamia y los
«delitos de lujuria» en la cultura legal de la Castilla medieval // Cuadernos de
la historia del derecho. 2005. № 12. P. 313–353.
45. Tartakoff P. Christian Kings and Jewish Conversion in the Medieval Crown of
Aragon // Journal of Medieval Iberian Studies. 2011. № 3, 1. P. 27–39.
46. Tolan J. V. Au-delà des myths de la coexistance interreligieuse: contacts et
frictions quotidiens d’après des sources juridiques de l’Espagne médiévale //
Cahiers de la Méditerranée. 2013. № 86. P. 225–236.
47. Tolan J. V. Saracens: Islam in the Medieval European Imagination. New York,
2002.
48. Valdeón Baruque J. Judíos y conversos en la Castilla Medieval. Valladolid,
2000