Мероприятие
Презентация журнала «Исторический вестник» №48 «Сакральная география Ближнего Востока»
14 ноября
14 ноября 2024 года в рамках конференции «Догмат в истории» состоялась презентация журнала «Исторический вестник» №48 «Сакральная география Ближнего Востока». Основой для формирования тома стали материалы докладов двух прошедших в 2023 году научных конференций: «Ломоносовские чтения», подсекция «Христианский Восток» и «III Ацамбовские чтения». Редактором нового выпуска выступил доктор исторических наук, профессор кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова Константин Александрович Панченко. Масштабные научные проекты, включенные в издание, стали «пространством памяти» не только христианского Востока, но и безвременно ушедшего блестящего ученого, идейного вдохновителя сообщества исследователей ближневосточного христианства.
Задачи и направления изучения сакральной географии рассматриваются во вводной статье К.А. Панченко «Сакральная география в истории авраамических религий востока». Профессор подчеркивает, что «сакральную географию есть смысл изучать только в динамике, как процесс постоянного изменения, усложнения или упрощения системы культовых объектов, разрастания или упадка вдохновленного ими литературного творчества, отливающегося в паломнические итинерарии и циклы преданий, связанных с местами поклонения». В своей статье Константин Панченко обращается к теме совместного почитания святынь представителями не только разных исповеданий, но и конкурирующих религий. Автор также поднимает вопрос сохранения памяти «мертвых героев» для исторического выживания народов.
Павел Кузенков
В своей статье Павел Кузенков рассматривает актуальность исследования Византии в рамках концепции «государства-цивилизации», которая делает необходимой реконструкцию политико-географических представлений «византийского мира». Византия, по мнению автора, «представляла собой не государство в нашем понимании, а ядро цивилизации, ареал, которой был значительно шире территории, контролировавшейся константинопольскими василевсами». Интерес автора к небесным телам приводит к формулированию роли Византии как «радианта смыслов и традиций». Центрами влияния, по словам Кузенкова, выступали монастыри, храмы и отдельные места поклонения. Святые, в свою очередь, исторически явились мощными трансляторами религии. Все эти элементы, по мнению автора, составляют топографию циви-лизационной инфраструктуры Византии.
Антон Войтенко
В статье «Пространство святых» как особенность сакральной географии позд-ней Античности (на примере Египта)» автор обращается к исследованию типов христианских сакральных пространств. Антон Войтенко утверждает, что храм (церковь) и монастырь являются наиболее адекватными типами вышеупомянутых пространств (с социологической точки зрения). Однако в поздней Античности к ним присоединяется еще один феномен, который можно обозначить с помощью терминологии Питера Брауна как «пространство святых». Этот феномен, по словам Антона Войтенко, имеет два типа:
- Пространство, сформированное вокруг мощей святых, прежде всего мучеников (в качестве примеров автор приводит комплекс Абу Мины в Ливийской пустыне, а также Калаат-Симан в Сирии).
- «Силовое поле», образуемое вокруг живых святых, прежде всего монахов.
Дмитрий Мишин
Несколько выходя за рамки восточно-христианского мира, Дмитрий Мишин в своей статье представляет картину сакральной географии сасанидского Ирана. По словам автора, иранский зороастризм — это религия, типологически не имеющая ничего общего с христианством. Дмитрий Мишин объясняет это тем, что в зороастрийском вероучении местом, куда первоначально являлись боги, направляясь в земной мир, был огонь. Именно возле огня человек имел наибольшие возможности коммуникации с божеством, которое само также считалось огненным. В целом зороастрийская сакральная география формируется как география святилищ огня. А сопоставление моделей сакральной географии двух идеократических империй, по мнению автора, открывает новые перспективы для анализа общего и особенного в их культурных контекстах.
Константин Панченко
Наряду с общетеоретическими сюжетами в номере представлены конкретные примеры локальных систем мест поклонения и их эволюции. Так, статья Константина Панченко посвящена христианской «резервации» центральной Сирии — горного плато Каламун между Дамаском и Хомсом, до недавнего времени — зоне компактного расселения христиан и бы-тования новоарамейского наречия, с сетью монастырей и объектов поклонения.
Елена Романенко
В номере также представлена статья Елены Владимировны Романенко, которая реконструирует маршрут паломничества Нила Сорского на Восток, предпринятого им в начале 80-х годов XV в. В своих сочинениях русский святой свидетельствовал, что посещал Константинополь и Афон. Елена Владимировна приводит рядаргументов в пользу того, что Нил Сорский, возможно, побывал в Палестине и на Синае, что оказало сильное влияние на его дальнейшее становление старца, основоположника скитского монашества на Руси и нестяжательной концепции.
Елена Ковальская
Статья Елены Ковальской посвящена проекту великой княгини Елизаветы Федоровны, возглавившей Императорское Православное Палестинское общество после смерти мужа. Княгиня планировала получить в российскую собственность два алтаря в храме Гроба Господня, что позволило бы проводить на постоянной основе бого-служения на славянском языке у главной христианской святыни. Это, в свою очередь, укрепило бы статус России в центре христианском мире. Однако, по словам автора, эта мечта осталась несбывшейся из-за начавшейся мировой войны и революции.
Светлана Кириллина, Дмитрий Жантиев
Исследования Светланы Кириллиной и Дмитрия Жантиева посвящены функционированию двух паломнических маршрутов — египетского и сирийского. Дмитрий Рустемович отмечает, что на протяжении четырех веков османского господства (1516—1918) сирийский маршрут хаджа расценивался как продолжение «Султанской дороги» от Стамбула до Дамаска. Османы использовали контроль над священными городами для претензий на духовную власть над мусульманами-суннитами. В правление Абдул-Хамида II (1876–1909) недоверие к египетским наместникам, по словам автора, способствовало поддержке традиционного сухопутного маршрута.
Владимир Орлов, Марина Рейснер
Систему духовных центров на крайнем юго-западе мусульманского мира, на стыке Магриба и тропической Африки, рассматривает в своем исследовании «Сакральное знание и сотрудничество региональных ученых традиций: опыт Магриба и Сахеля (XVI–XIX вв.)» Владимир Викторович Орлов. Картина мусульманских сакральных пространств, поданная с восточного, шиитского ракурса иранским интеллектуалом XI в. Насиром-и-Хусрау, представлена в статье Марины Львовны Рейснер «Между Меккой и Каиром: «старая» и «новая» сакральная география в «Книге путешествия» и поэзии Насир-и Хусрава (1004–1088)».
Милана Илюшина
В своей статье Милана Илюшина рассказывает о мамлюкских султанах, которые, отнюдь не претендуя на собственный духовный авторитет, пытались вписать свои усыпальницы в сакральный ландшафт Египта, обрести благодать местных духовных авторитетов. Автор отмечает, что величественные мавзолеи (как ориентиры памяти и незыблемые городские доми-нанты) отчасти компенсировали недостаток стабильности в условиях недина-стийного перехода власти.
Тарас Кобищанов
Исследование Тараса Кобищанова, опубликованное в журнале, раскрывает события Египетского похода в контексте восприятия сакральных объектов региона в мусульманской и христианской традициях, а также с секулярной точки зрения французского революционного общества, представленного Бонапартом и его окружением. Миха-ил Якушев В номере также представлена статья Михаила Якушева «Сакральное пространство Св. Софии в восприятии европейских художников», которая посвящена трансформации внутреннего облика мечети в османскую эпоху и восприятию этого европейскими художниками, работавшими в османской столице.
Елена Мелкумян
В своей работе Елена Мелкумян рассматривает попытки сконструировать собственное славное прошлое в Кувейте на примере сакрализации битвы при Эль-Джахре, которая произошла в 1920 г. между ихванами Недждийского эмира Абдель Азиза Аль Сауда (Ибн Сауда) в ходе его завоевательного похода, результатом которого стало образование Саудовского королевства.
Владимир Хутарев-Гарнишевский
Несмотря на то, что номер является тематическим, в нем также был опубликован материал, подготовленный Владимиром Хутаревым-Гарнишевским — «Февральская революция в Москве в наблюдениях, слухах и диалогах. Из дневников Н.П. Вишнякова». Данная публикация продолжает издание эпистолярного наследия Вишнякова, начатого в 38-м номере журнала, и является отрывками из двух рукописей: «Автобиографические заметки» и «Думские воспоминания и впечатления». «Тема Сакральной Географии… Для меня это динамическая картина, которая меняется со временем, картина этих объектов поклонения и завязанных на них ритуалов, паломничеств, празднеств, которая меняется, развивается, деградирует, и которая тем самым отражает жизненную энергию того народа, который завязан на вот эту вот модель сакральной географии» (Константин Панченко. 23 апреля 2024 г.)