Мероприятие

Презентация специального выпуска журнала «Исторический вестник» №20 «Христианство на Ближнем Востоке»

25 января

Презентация специального выпуска журнала «Исторический вестник» №20 «Христианство на Ближнем Востоке»

25 января 2018 г. в рамках XXVIII Ежегодной богословской конференции в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялась презентация журнала «Исторический вестник» № 20 «Христианство на Ближнем Востоке».

Презентацию открыли главный редактор журнала «Исторический вестник» - Алексей Титков и Председатель редакционного совета – Ефим Пивовар.

«Начинали мы журнал, по большей части, с отечественной истории, хотя, как правило, в российской традиции - отечественную историю рассматривают в тесной связи с мировой. Строго говоря, бесполезно изучать отечественную историю вне контекста мировой, ибо граница между ними – мифическая. Поэтому в последнее время в журнале публиковалось много материалов, казалось бы, не имеющих прямого отношения к отечественной истории – по Древнему Риму, по средневековому испанскому законодательству, а теперь вышел номер по истории христианства на Ближнем Востоке», — отметил Ефим Пивовар. По его словам, данная проблематика выходит за рамки академических исследований, поскольку в настоящий момент сильно политизирована.

Алексей Титков рассказал также, что само название журнала – это продолжение дореволюционного суворинского проекта, только в строго академическом формате. «Когда мы решали – каким должен стать возрожденный «Исторический вестник», то придумали несколько нетрадиционный формат, когда у каждого номера есть ответственный редактор, который возглавляет именно этот сегмент научного знания в рамках проекта. Благодаря стараниям наших редакторов, удалось создать удивительные творческие коллективы», — отметил Алексей Титков.

Главный редактор также подчеркнул, что журнал начинал свой путь с акцента на отечественной истории, однако со временем стало очевидно, что понимание отечественных событий невозможно без более широкого исторического контекста. По его словам, тема христианства на Ближнем Востоке еще не раз будет освещена на страницах «Исторического вестника». Редактором специального выпуска журнала №20 стал Константин Панченко. Он отметил, что данный выпуск не ограничивался жесткими тематическими рамками, хоть и касался общей проблематики христианства на Ближнем Востоке. Каждый автор имел возможность писать о том, что ему ближе и интереснее, что привело к возникновению широкого спектра тем, отражающих современное состояние отечественного христиано-востоковедения.

«Христианство на Ближнем Востоке»: содержание и контекст Павел Кузенков

Христианский Восток, по словам Константина Панченко, нельзя определить лишь с точки зрения географических и лингвистических параметров. Прежде всего — это христианские культуры, возникшие в первые века новой эры на восточной периферии греко-римской цивилизации. Это потомки арамеев, древних египтян и этносов южного Кавказа, обретшие новую идентичность на основе отвержения ценностей Pax Romana. Именно этой эпохе кристаллизации молодых этносов и религиозных традиций посвящена концептуальная статья Павла Кузенкова - «Рождение христианского Востока», открывающая номер. «Я рад, что публикация в журнале дала этому автору возможность высказать свои собственные, давно выстраданные мысли. Я получил истинное удовольствие от статьи и считаю ее одной из лучших в этом выпуске журнала», — отметил Константин Панченко.

Дмитрий Мишин

В своей статье Дмитрий Мишин рассказывает о крещении Ан-Нумана, царя арабского племени Лахмидов, иранских союзников, владевших степями к западу от Евфрата. «Пользуясь случаем, обращаю внимание на недавний выход в свет монографии Дмитрия Мишина «История государства Лахмидов», первого за 60 с лишним лет масштабного отечественного исследования, посвященного доисламским арабам», —отметил Константин Панченко.

Сергей Брюн и Тимур Кораев

Исследования Сергея Брюна и Тимура Кораева, опубликованные в журнале, показывают с разных ракурсов взаимоотношения восточных христиан с крестоносцами и чингизидами, которые были, по сути, совершенно разными завоевателями, пришедшими в регион с разных направлений Ближнего Востока. Редактор выпуска также отметил, что Сергей Брюн - уникальный специалист, занимающийся почти нетронутой темой взаимоотношений ближневосточных христиан и крестоносцев.

На презентации журнала Сергей Брюн поделился своим исследованием на тему «Церкви Востока пред крестоносным правителем Заморской земли». Он подчеркнул, что Антиохийская церковь в эпоху Крестовых походов стала важным центром христианского диалога, несмотря на свою политическую неприметность. Сергей Брюн утверждает, что именно благодаря Боэмунду IV Антиохийская православная церковь возродилась как поместная церковь, несмотря на длительное влияние Константинополя. Боэмунд IV, исходя из собственных политических нужд и потребностей выступал как «патрон православного Востока». Его временное обращение к византийскому обряду иллюстрирует парадоксы исторического пути православного Востока того времени. 

Статья Тимура Кораева, в свою очередь, посвящена кратковременному политическому подъему месопотамских христиан после монгольских завоеваний. 

Антон Рыбаков 

Редактор также отметил Антона Рыбакова, который опубликовал в журнале свой перевод одного из важных литературных памятников «Наставление в вере». «Антон Рыбаков имел блестящие стартовые позиции в науке. Талантливый исследователь, он не стал делать научную карьеру, и поэтому я считаю своей заслугой, что заставил его «раскопать» свой давний перевод «Наставление в вере» и дать его в этот номер, ввести в научный оборот интереснейший литературный памятник, которого на русском языке просто нигде нет», — Константин Панченко.

Константин Панченко

В номере также представлена статья Константина Панченко. В статье автор рассматривает мифическую фигуру александрийского патриарха Иоакима Пани, 116-летнего старца, почитавшегося как исповедник и чудотворец, который остается жив после принятия яда. Не смотря на распространенность подобных сюжетов в восточно-христианской литературе, чудо в данном случае приписывается, по словам автора, «не легендарному персонажу глубокой древности», а реальному человеку, современнику Колумба, Коперника, Ивана Грозного. Автор исследует эту тему в своей статье «Испить смертное зелье. Александрийский патриарх Иоаким между эпосом и историей».

Вера Ченцова, Светлана Кириллина

По словам Панченко, в своей статье Вера Ченцова рассматривает взаимодействие Афонского Зографского монастыря с Иерусалимской церковью, Валахией, Украиной и Русским государством первой трети XVII в. — «Монахи из Зографа в Киеве и Москве в 20–30-е гг. XVII в.». Светлана Кириллина же вводит в научный оборот забытое литературное наследие писателя-паломника второй половины XVIII в. иеромонаха Леонтия Зеленского.

Тарас Кобищанов

На презентации также выступил автор статьи «После столетий одиночества: изменение социальной психологии сирийских христиан в новое время» - Тарас Кобищанов. По словам Кобищанова, восточным христианам на протяжении долгого времени удавалось не только сохранять свою идентичность, но и донести ее до наших дней. Он ссылается на концепцию «Тейфела-Тёрнера», согласно которой позитивная идентичность поддерживается групповым членством.

Автор также рассказал о четырех стратегиях, которые помогали этим меньшинствам сохранять свою идентичность и самоуважение:

1. Поддержание автостереотипа: «мы – самые порядочные, мы – самые искренне верующие; мы – самые праведные; все остальные – не правы».

2. Восстановление субъективного благополучия: «если ты не полноправен, можно поддерживать только найдя какую-то еще менее успешную группу, которая ниже тебя».

3. Поддержание амбивалентной идентичности: «на людях мы принижены, скрываем собственное достоинство, а дома – мы гордые, независимые».

4. Жертвы дискриминирования: «нас преследуют, естественно, неправедно, мы подвергаемся несправедливым гонениям, мы дискриминированы».

Эти стратегии, по словам автора, привели к трагическим событиям во второй половине 19 века, когда давление западных держав заставило восточных христиан изменять своё поведение. Автор отметил, что конформизм в таком контексте усиливает риск растворения общин и смены веры, что негативно сказывается на их культурной идентичности.

По словам Константина Панченко, эта публикация представляется также одной из лучших в номере – «она удачно сочетает широту обобщения и увлекательный язык».

Евгений Копоть

В статье Евгения Копотя рассматривается история ближневосточных христиан Нового времени на микроуровне. Автор анализирует локальный конфликт, который отражает противоречия своей эпохи — соперничество православных и мелькитов-католиков за право владения древнейшей церковью Сирии, храмом Святого Георгия в Израа, построенным в 320-х годах.

Константин Панченко также рассказал, что в финальном разделе выпуска впервые публикуется русский перевод главы из трактата о взаимоотношениях мусульман и христиан выдающегося несторианского церковного писателя XI в. Илии Нисивинского, выполненный Николаем Селезневым. А замыкает журнал библиографический обзор самого редактора выпуска, посвященный новейшим исследованиям жизни и творчества антиохийского патриарха Макария III аз-За’има и его сына архидиакона Павла Алеппского.

«И в заключение хочу пожелать журналу много новых и не менее интересных выпусков, и если редакция журнала еще раз надумает делать специализированный выпуск по христианскому Востоку, то у вас не будет недостатка в авторах и читателях!» — отметил Константин Панченко.

iv-20-1.jpg  iv-20-2.jpg


iv-20-3.jpg  iv-20-4.jpg


iv-20-5.jpg  iv-20-6.jpg


iv-20-7.jpg  iv-20-8.jpg


iv-20-9.jpg  iv-20-10.jpg


iv-20-11.jpg  iv-20-12.jpg


iv-20-13.jpg  iv-20-14.jpg


iv-20-15.jpg  iv-20-16.jpg


iv-20-17.jpg  iv-20-18.jpg


iv-20-19.jpg  iv-20-20.jpg


iv-20-21.jpg  iv-20-22.jpg


iv-20-23.jpg  iv-20-24.jpg


iv-20-25.jpg  iv-20-26.jpg