Содержание

Мейер М.С. Роль вакфов в развитии городов Османской империи в XV–XVI вв.



DOI: 10.35549/HR.2022.2022.41.010 

Мейер М.С. Роль вакфов в развитии городов Османской империи в XV–XVI вв. // Исторический вестник. 2022. Т. XLI. С. 226–249.

Meyer M.S. The Role of Waqfs in the Development of the Ottoman Cities in the 15th – 16th Centuries // Historical Reporter. 2022. Vol. 41. P. 226–249.


Аннотация

В статье на богатом документальном материале анатолийских и балканских провинций выявлена и проанализирована специфика функционирования экономических и социальных структур, особенности деятельности вакуфных благотворительных и коммерческих институтов, а также взаимодействие государственной власти с обширной и разветвленной сетью вакфов. Вакфы долгое время выступали важнейшим инструментом государственной политики, направленной на развитие городов, которым османские султаны, как и их предшественники – арабские, сельджукские, монгольские правители ближневосточных империй, – уделяли много внимания. Создание разветвленной сети вакфов, по замыслам османских властей, должно было помочь решению сложных задач – скорейшему освоению вновь захваченных территорий, созданию занятости и удовлетворению культурных и бытовых потребностей растущей массы горожан, преодолению внутренней разобщенности городского общества за счет духовного единения. Во имя достижения этих целей центральное правительство шло на значительные пожертвования в пользу вакфов, передав в их распоряжение доходы с крестьянского населения, сборы с городского имущества и таможенные пошлины. Примерно до середины XVI в. вакфы оправдывали ожидания государства. Они действительно способствовали росту городов, особенно заметному в XVI в., обеспечивали большой размах городского строительства, содействовали увеличению удельного веса мусульман среди городского населения. Однако по мере все более активного вовлечения вакуфных учреждений в хозяйственную жизнь, увеличения объема осуществляемых ими торгово-ростовщических операций их частнособственническая основа стала проявляться все более явственно, толкая вакфы к освобождению из-под диктата государства. В то время как Порта в своей городской политике по-прежнему исходила из примата политических интересов, деятельность вакфов все больше определялась социально-экономической конъюнктурой. В этих условиях вакфы постепенно переставали быть эффективным орудием государственной политики в городах, а города – надежной основой султанской власти.


Abstract

Based on the rich primary sources from the Anatolian and Balkan provinces the paper analyzes specific economic and social structures in the Ottoman cities, activities of waqf charitable and commercial institutions and the modes of interaction between state authorities and extensive network of waqfs. For a long time waqfs used to be the most important instrument of state policy aimed at the development of cities, to which the Ottoman sultans, like their predecessors – Arab, Seljuk and Mongol rulers of the Middle Eastern empires – paid a lot of attention. The Ottoman authorities considered the establishment of an extensive waqf network as an effective means of handling complex tasks – such as the rapid development of the newly conquered territories, the creation of working places, satisfaction of both cultural and daily needs of the growing mass of urban dwellers and alleviation of the internal fragmentation common to urban society by forming a spiritual unity. In pursuit of these objectives the Ottoman central authorities made significant donations in favour of waqfs, placing at their disposal the income from the peasant population, fees from city property and customs duties. Until the mid-16th century waqfs generally met the expectations of the Ottoman sultans. Waqfs contributed to the growth of cities, especially noticeable in the 16th century, provided a large scale of urban construction, and contributed to the growth of Muslims population in the Ottoman cities. However, with the growing involvement of waqf institutions in the economic life, the rising volume of trade and usury operations carried out by waqfs, the inherent private property basis of the waqf institution began to manifest itself more clearly, pushing waqfs to liberate themselves from the dictates of the Ottoman state. While the Ottoman sultans in their urban policy still proceeded from the primacy of political interests, the activities of waqfs became increasingly determined by the socio-economic conjuncture. Eventually waqfs ceased to be an effective tool of state policy in the cities, while the cities were no longer a reliable basis of the sultans’ power.


Ключевые слова: Османская империя, Турция, вакфы, исламские институты, модернизация.

Keywords: the Ottoman Empire, Turkey, waqfs, Islamic institutions, modernization.


References


Мейер Михаил Серафимович (1936–2022) – доктор исторических наук, профессор, президент Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова

Mikhail S. Meyer – D.Sc. (History), Professor, President of the Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia).



Номер журнала, к которому относится содержание